Гугл отключает файлы cookie
Время на прочтение: 4 минут(ы)
4 января 2024 года случилось событие, которое войдет в историю, но пока осознано только интернет-индустрией. В прошлый четверг Гугл заявил, что отключает файлы cookie для 1% своих пользователей — это около 30 миллионов человек. К концу года файлы cookie в Chrome, в сегодняшнем виде, исчезнут навсегда.
Для защитников конфиденциальности и защиты от любой формы слежки файлы cookie были главным «злом» Интернета. На протяжении большей части истории всемирной паутины файлы cookie (aka «хлебные крошки») были одним из основных способов, с помощью которых технологические компании отслеживали ваше поведение в Сети. Для таргетированной рекламы и многих других видов отслеживания веб-сайты полагаются на файлы cookie, которые, кстати, созданы другими компаниями (такими как Google). В зарубежном сегменте интернета их называют “сторонние файлы cookie” (third-party cookies), и они встроены в инфраструктуру глобальной сети. Они повсюду. Если вы посетили positivnews.ru без блокировщика рекламы (добавьте нас в список исключения адблок, пжлст 🙂 ) или какой-либо другой защиты от отслеживания. А возможно, мы и сами предоставили вам, вернее вашему браузеру, некоторые файлы cookie. Извините.
Еще в 2019 году новости о нарушениях конфиденциальности Google, Facebook и других технологических компаний стали настолько громкими, что Кремниевой долине пришлось обратиться к этому вопросу. Google, которая зарабатывает подавляющую часть своих денег, отслеживая вас и показывая вам целевую рекламу, объявила, что приступает к реализации проекта по избавлению пользователей от файлов cookie в своем Chrome. Примерно 60% интернет-пользователей в мире используют Chrome, так что отказ Google от этой технологии, по сути, практически уничтожит этот способ сбора данных.
Виктор Вонг, старший директор Google по управлению продуктами для Privacy Sandbox, в интервью Gizmodo в апреле 2023 года:
Мы вносим одно из крупнейших изменений в то, как работает Интернет, в то время, когда люди больше, чем когда-либо, все больше полагаются на бесплатные сервисы и контент, которые предлагает Интернет.
Миссия команды Privacy Sandbox writ large заключается в том, чтобы сохранить конфиденциальность действий людей в свободном и открытом Интернете, что соответствует более широкой миссии компании, которая заключается в том, что информация по-прежнему [одинаково] доступна и полезна для всех.
Google отключает файлы cookie и заменяет их на…
Конечно, Google не собирается разрушать свой собственный бизнес. Технологический гигант также не хочет причинять вред каждой компании, зарабатывающей деньги на рекламе. Поэтому Google борется с многочисленными судебными исками от регулирующих органов, которые обвиняют компанию в том, что она создала рекламную монополию в Интернете.
Итак, Google заменяет файлы cookie новым способом отслеживания пользователей, которые собирают ваши данные способом, который, по мнению Google, намного лучше подходит для вашей конфиденциальности.
Google называет этот проект “Песочницей конфиденциальности” («Privacy Sandbox»). Он включает в себя несколько невероятно сложных инструментов и технологий. В целом браузер Chrome сам будет отслеживать, что вы делаете в Интернете, но он сохраняет эти данные на вашем устройстве, а не отправляет их Google или кому-либо еще. Затем Chrome распределяет вас по разным группам в зависимости от того, что вас интересует. Веб-сайты и рекламные компании могут спросить Chrome, к какой группе вы относитесь (например, люди, которым часто нужны автозапчасти или средства для удаления волос). Однако у компании-рекламодателя нет возможности узнать о вашем индивидуальном поведении в Интернете, не нарушая правил Google.
Чем же это отличается от сегодняшней практики? Как утверждает Гугл (и мы, в целом, с этим согласны) это намного лучше сегодняшнего положения вещей, когда миллиарды фрагментов абсолютно конфиденциальной информации о вас (вспомните свои несамые приличные запросы) разлетаются по всему Интернету. Конечно, это не полная конфиденциальность, потому что вас таки отслеживают. Например, другие браузеры, такие как Firefox, DuckDuckGo и Safari, некоторое время назад заблокировали файлы cookie, и они не заменили их новыми инструментами отслеживания. Поэтому защитники конфиденциальности не в восторге от нового режима обработки данных в Chrome.
Традиционная ложка дёгтя
Из блога Electronic Frontier Foundation:
Google и ее дочерние компании [на самом деле] еще крепче сжали горло интернет-инновациям, используя при этом ставшую уже привычной тактику маркетинга «полезных для пользователей нововведений”.
“Песочница конфиденциальности Google» ограничивает отслеживание от сторонних ресурсов, но не исключает слежки от самого Chrome, который затем продает свои знания рекламодателям, готовым платить. Это всего лишь еще один шаг в превращении браузера из инструмента пользователя в инструмент рекламодателя.
EFF рекомендует пользователям Chrome установить расширение Privacy Badger, инструмент, который автоматически отключает новые настройки отслеживания Chrome и блокирует все виды сбора других данных при использовании Интернета.
Одни рекламные компании активно используют новую технологию отслеживания Google, но другие рассматривают её как антиконкурентную угрозу для своего бизнеса.
Другими словами, Privacy Sandbox и новые изменения в Chrome слишком закрыты для некоторых игроков технологической индустрии, но недостаточно защищены для некоторых защитников конфиденциальности.
В любом случае то, что Гугл отключает файлы cookie — хорошая новость, т.к. это первые реальные шаги, по повышению защиты конфиденциальности в интернете.
Другие позитивные новости в мире
⇒ Создан первый профсоюз работников Гугл
Использованы материалы:
https://www.engadget.com/google-has-started-disabling-third-party-cookies-for-chrome-users-060955481.html
https://www.bbc.com/news/technology-67882315#:~:text=A%20new%20feature%20in%20the,users%2C%20about%2030%20million%20people.
https://gizmodo.com/google-chrome-cookie-privacy-sandbox-1850303764